Полис ОМС обещает нам бесплатную комфортную медицину. Но не всегда услуги оказываются должным образом. Врач может нахамить, невнимательно отнестись к своим обязанностям или вообще отсутствовать в поликлинике. Как получить все привилегии полиса ОМС отвечает специалист Центра Правовых Технологий, юрист с 20-летним опытом Анатолий Кущев.
Недовольна лечением по месту жительства. Имею ли я право поменять поликлинику?
Любой совершеннолетний гражданин имеет право получать медицинские услуги на всей территории РФ независимо от прописки. Это право закреплено в ст.16 ФЗ 326 «Об обязательном медстраховании в Российской Федерации».
Менять поликлинику человек может не чаще одного раза в год. На перевод пациента из одного учреждения в другое уйдёт не более четырёх рабочих дней. Это время даётся медицинским организациям, чтобы сверить данные о заявителе. Каждый россиянин кроме поликлиники может выбрать лечащего врача и страховую компанию. Перейти можно не только в районное медучреждение, но и в ведомственную лечебницу и даже в частную клинику, которая входит в систему обязательного медицинского страхования.
Выбрать лечебное учреждение могут беженцы и лица без гражданства. Без права выбора остались военнослужащие и другие силовики, призывники, контрактники и люди, проходящие альтернативную службу. Не могут поменять врача заключённые под стражу, отбывающие наказание в тюрьме или колонии, находящиеся под административным арестом.
Нужно лично или через законного представителя прийти в выбранное медицинское учреждение с заявлением, в котором прописано наименование организации, адрес и ФИО руководителя. Обязательно указываются номер полиса ОМС, страховая компания, наименование и адрес поликлиники, к которой прикреплён гражданин на момент подачи заявления. Нужно предъявить оригинал паспорта (для детей – свидетельства о рождении). Когда заявление подаёт законный представитель, понадобится и его паспорт.

В больнице не хватает узких специалистов. Врачи пожимают плечами и отправляют в платную клинику. Что можно сделать в такой ситуации?
Если у вас возник вопрос, на который не смогли ответить врачи, за помощью всегда можно обратиться в страховую компанию, оформившую вам полис ОМС. Страховые компании — посредники между пациентами и медицинскими учреждениями. Они следят за тем, чтобы больницы и поликлиники качественно оказывали помощь в объёме тех средств, которые им направляются.
Номер телефона страховой компании обычно есть на пластиковой карте или бумажном носителе полиса ОМС. Его можно найти и на сайте страховой компании. Также на сайтах можно задать вопрос в онлайн-чате. Страховой представитель свяжется с медорганизацией для разъяснения ситуации и сообщит вам подробный порядок дальнейших действий. Он сможет оперативно и аргументировано, со ссылками на конкретные законы, обосновать вашу позицию и добиться восстановления ваших прав.

Планируем семейный отпуск. Обязательно брать с собой оригиналы полисов ОМС?
С 1 декабря 2022 года действует новый цифровой формат полиса ОМС — это штрих-код, который хранится в Едином государственном регистре застрахованных лиц. Теперь получать медицинское обслуживание можно, предъявив документ, удостоверяющий личность: паспорт или свидетельство о рождении для детей до 14 лет.
Сейчас информацию о полисе ОМС многие хранят в личном кабинете на сайте Госуслуг на смартфоне. Но всё же советую брать с собой на отдых оригинал полиса ОМС. В нашей стране много медицинских учреждений, у которых пока нет технической возможности получить доступ к Единому госреестру застрахованных лиц. Воспользоваться телефоном и войти на портал Госуслуг тоже может не получиться, например, из-за отсутствия интернета. Поэтому врачи по-прежнему просят предъявлять полис ОМС в оригинале на любом носителе: бумажном, пластиковом, выписку с данными штрих-кода.
По базовой федеральной программе ОМС вам будет оказана бесплатная медицинская помощь на всей территории страны. Без полиса ОМС можно получить только экстренную медицинскую помощь. Если потребуется дальнейшее лечение, без полиса не обойтись.
