1 сентября вступает в силу постановление правительства о новых правилах оказания платной медицинской помощи, которые будут действовать до 2026 года. Совершенно новыми их назвать нельзя – изменения призваны упорядочить существующие нормы и сделать их более прозрачными для граждан. Как именно будут работать правила, какие услуги станут платными и о чём больницам придется сообщать пациентам – ниже.
Станет ли платной скорая
В начале августа в СМИ появились сообщения, что согласно постановлению правительства № 736 от 11 мая 2023 года, с 1 сентября за неотложную помощь якобы могут брать оплату, если ничего не угрожает жизни пациента.
Минздрав в своём Telegram-канале опроверг слухи: «Все виды медпомощи, а также лекарственное обеспечение в стационарах будут и дальше оказываться бесплатно в рамках программы государственных гарантий. Никаких изменений в этой части не планируется».
Медэксперты объясняют, что несколько иначе всё будет с иностранными гражданами. За неотложную помощь им бюджетные медорганизации смогут брать деньги, правда, норма о платной медпомощи иностранцам, например, трудовым мигрантам, при отсутствии угрозы жизни появилась ещё в 2013 году: «То есть постановление не внесло изменений в порядок оказания скорой медицинской помощи. Для граждан РФ она бесплатна независимо от угрозы жизни, а иностранные граждане и лица без гражданства могут получить её бесплатно только в случае угрозы жизни, за небольшим исключением», – поясняет юрист Юлия Щипцова.
Какие есть платные медуслуги
Эксперты отмечают, что одни правила в новом документе призваны снизить нагрузку на врачей, другие – расширить доступность дополнительных услуг: «Последний раз постановление о платных медуслугах обновляли больше 10 лет назад. С тех пор многое поменялось. Появились клинические рекомендации, развилась телемедицина и так далее. Их и отразили в новом постановлении. Отдельно прописали, что и платную медицинскую помощь нужно оказывать в соответствии с клиническими рекомендациями – официальными документами, одобренными Минздравом. Это напрямую влияет на качество диагностики и лечения. Кроме того, исправили давние юридические коллизии и добавили важные уточнения», – отметила врач Наталья Журавлёва.
Согласно постановлению, медучреждениям дают право оказывать платные услуги в нескольких случаях:
- Если пациент хочет получить определенное лекарство, но оно не входит в перечень жизненно необходимых, не закупается за счёт бюджета и его назначение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости.
- Если пациенту нужны медицинские изделия или дополнительное специализированное питание, которые не включены в государственные гарантии. ОМС в этом случае покрывает почти все базовые потребности.
- Если пациент просит для себя индивидуальный пост медсестринского наблюдения, но к этому нет показаний.
Платить за медпомощь придётся и в том случае, когда гражданин не хочет указывать свою персональную информацию: «Устранили коллизию с анонимной медпомощью. Теоретически медорганизации и раньше имели право консультировать анонимно, но на практике в договоре о платных медуслугах они должны были указать паспортные данные пациента, что ставило крест на всякой анонимности», – пояснила Журавлёва.
Для иностранцев тоже в целом ничего не поменялось: они лечатся в российских клиниках платно, если не оформили ОМС. Самостоятельно обращение россиян за медуслугами без назначения врача также будет осуществляться на возмездной основе. Однако Минздрав подчеркивает, что в некоторых таких услугах больницы вправе и отказать: например, в проведении УЗИ без направления – даже в частной клинике. В отношении ультразвукового исследования существует отдельный приказ.
«Платная медицинская помощь, согласно новому постановлению, приводится в соответствие с современными клиническими рекомендациями и стандартами. Разумеется, у этого есть обратная сторона: государство очевидно имеет цель сократить «ложное» срабатывание бесплатной медицинской помощи», – добавил юрист Константин Бахтин.
Как подписывают договор о платных услугах
Самые значительные изменения связаны с процедурой оформления и подписания договора о предоставлении платных медуслуг.
«К примеру, договор можно будет заключить через интернет. Развитие технологий позволило ввести дистанционный порядок. В общедоступных источниках отмечается, что работа над этими поправками велась продолжительное время, в проект постановления вносилось множество изменений. Всю информацию об этом клиника должна размещать на главной странице сайта. После акцепта и оплаты по договору медицинская организация направит подтверждение. При обнаружении недостатков оказываемых услуг потребитель вправе передать требования также дистанционно», – сказала Юлия Щипцова, – «Ещё одно нововведение: медорганизации обязаны заключить договор или соглашение к уже имеющемуся договору для оказания дополнительных платных медуслуг. Без надлежащего письменного оформления отношений проведение каких-либо процедур невозможно. То есть пациент будет как минимум уведомлен о том, какие дополнительные услуги и в каком количестве будут ему оказаны».
Как отметил Константин Бахтин, в целом новое постановление делает медуслуги более прозрачными для пациента. Появляются реальные гарантии того, что частная клиника не будет пытаться «водить его за нос». Это в первую очередь касается ужесточения требований к форме и содержанию договора об оказании платных медуслуг.
При заключении договора медорганизации обязаны доступно рассказать пациенту о возможности получения помощи бесплатно в рамках государственных гарантий. Программа постоянно расширяется.
Бахтин заключил, что от злоупотреблений в медучреждениях никто не застрахован, но всё же к требованиям стали подходить гораздо жёстче: «Пациент, знающий свои права, несомненно, может потребовать, к примеру, у терапевта обоснования принятых им решений об отказе в передаче конкретного направления. Как и ранее, ощутимую роль будет играть юридическая грамотность самого потребителя и добросовестность конкретной клиники».
Читать по теме: В сфере здравоохранения происходит массовое внедрение голосовых помощников.