У водителей часто возникают нестандартные происшествия на дорогах. Самостоятельно разобраться в них непросто. Специально для «Сейчас» специалист юридической компании «Центр Правовых Технологий» Владимир Юрчук разобрал все возможные случаи повреждения лобового стекла камнем и действия водителей.
Ситуация: В Курской области автомобиль двигался по свежеотремонтированной дороге и в лобовое стекло «прилетел» небольшой камень. В результате на стекле образовался скол. Водитель не стал останавливаться и оформлять ДТП. В дальнейшем он обратился в страховую компанию, где ему заявили, что о компенсации не может быть и речи.
Комментарий юриста: на дороге случается всякое, иногда из-под колёс встречного или попутного автомобилей в лобовое стекло «прилетает» камень, который наносит механические повреждения. Что же делать в такой ситуации?
В пункте 1.2 ПДД сказано, что происшествие можно квалифицировать как ДТП, и виновником будет тот водитель, у которого из-под колёс отлетел камень. Всё логично, происшествие точно «подходит» под определение дорожно-транспортного происшествия.

Но сотрудники ГИБДД часто отказывают в оформлении аварии, ссылаясь на постановление Верховного суда №39-АД16-1 от 11 марта 2016 года.
В нем Верховный суд поясняет, что подобные случаи нельзя расценивать как ДТП, поскольку ситуация возникла при обстоятельствах, не зависящих от действий водителя. Возмещать ущерб никто не будет, так как случившиеся обстоятельства описаны в статье 211 «Риск случайной гибели имущества» (риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором). Восстанавливать автомобиль придётся собственнику за свой счёт.
Что делать водителю?
Конечно, решение Верховного суда неприкосновенно, но всё же, если водитель попал в подобную ситуацию, сначала нужно обратиться в ГИБДД (иногда они оформляют такое происшествие как ДТП). Если там откажут — обращайтесь в полицию. Оформить происшествие будет обязан участковый уполномоченный полиции.

Как добиться возмещения ущерба?
Доказать правоту и получить компенсацию будет проще, если:
- регистратор зафиксировал, что автомобиль, из-под колёс которого вылетел камень, проигнорировал дорожные знаки, предупреждающие о выбросе гравия и ограничивающие скорость;
- регистратор зафиксировал, что машина виновника ехала по обочине;
- автомобиль виновника ехал без брызговиков. Но в этом случае придется заказывать трассологическую экспертизу;
- дорога недавно ремонтировалась, и работники плохо убрали после себя.
Если регистратора нет, и поблизости не нашлось свидетелей, готовых подтвердить показания пострадавшего, доказывать правоту практически бесполезно.
Хочу также остановиться на ситуации, когда щебень или гравий вылетел из газонокосилки. Такое случается и довольно часто. Если машина стояла, то это не ДТП, а если ехала, то по определению ДТП. В любом случае виновен тот, чьи действия привели повреждению автомобиля.
Читайте по теме: Юристы Центра Правовых Технологий озвучили новые законы, которые нужно знать каждому