У ритейлеров последний квартал в году неудачный. Первый этап ноябрьских распродаж не привел к ожидаемому росту спроса. Активность покупателей сократилась на 4-7% по сравнению с прошлым годом, хотя обороты сетей увеличиваются из-за роста цен. Рыночная ситуация в этом году существенно отличается от прошлого: на фоне колебаний валютного курса россияне совершили крупные покупки, не ожидая «черной пятницы» и Дня холостяка. Однако, возможно, маркетплейсам удастся заработать на распродажах.
Согласно обзору «Чек Индекс», подготовленному оператором фискальных данных «Платформа ОФД», число покупок сократилось на 4-7% с 1 по 7 ноября по сравнению с прошлым годом. Аналитики отмечают, что после осенних распродаж покупательский спрос вряд ли достигнет прошлогодних показателей. В то же время, согласно данным «Платформы ОФД», ритейлеры на первом этапе распродаж зафиксировали увеличение продаж в денежном выражении на 15%, что связано с ростом цен на 12-20% по сравнению с прошлым годом. Старший директор департамента торговой недвижимости CMWP Анна Манькова также отметила снижение спроса, хотя товарооборот сетей в эти дни вырос на 5-15% по сравнению с прошлым годом.
Конец года — это горячий период для ритейла. В ноябре начинается сезон распродаж, приуроченных, в том числе, к отмечаемому 11 ноября Дню холостяка и «черной пятнице», которая приходится в этом году на 24 ноября, и плавно переходит в предновогодний ажиотаж. В последние годы распродажи начинаются раньше обычного, отмечают в «Юкассе». Активные продажи, по словам директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, продолжаются до конца января, когда поступают новые коллекции. Общее снижение спроса аналитики «Чек Индекс» частично связывают с высокой базой: в начале прошлого ноября число покупок увеличилось на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Это объяснялось характерным для прошлого года эффектом отложенного спроса: до конца осени потребители придерживались сберегательной модели. В этом году многие россияне уже сделали крупные покупки, поэтому спокойно подошли к распродажам, что указывают хорошие продажи в октябре, считают в «Платформе ОФД».
В категории «Одежда и обувь» в начале ноября число покупок, согласно обзору «Чек Индекс», оказалось ниже на 8% по сравнению с прошлым годом, хотя в октябре был рост на те же 8%. В случае электроники и бытовой техники продажи в ноябре снизились на 7%, в то время как октябрьский рост оценивался в 9% по сравнению с прошлым годом. В сегменте парфюмерии и косметики в начале ноября зафиксировано снижение на 6%, в то время как в октябре был рост на 5%. Президент Baon Илья Ярошенко говорит, что ноябрь — это пик продаж для его компании. Однако в этом году ожидания от распродаж невысоки из-за теплой погоды, которая не стимулирует покупку зимней одежды. «Был холодный октябрь, когда были отмечены заметные продажи», — отмечает господин Ярошенко. По словам генерального директора «Стокманн» Геннадия Левкина, продажи в первую неделю ноября оказались ниже ожиданий, но он ожидает рост спроса в ближайшее время. В «Лэтуаль» отмечают рост спроса в категории парфюмерии на 12% по сравнению с прошлым годом, товаров для ухода за лицом и телом — на 30%, макияжа — на 21%. Посещаемость торговых центров в Москве и Санкт-Петербурге в октябре выросла на 6-10% по сравнению с прошлым годом.