Курьеры в спешке доставить заказ на электросамокате, велосипеде или скутере сбивает прохожего. В этом случае курьер становится причиной ДТП. Страхуется ли ответственность курьеров и что делать в такой ситуации? Разбираемся ниже.
Застрахованы ли курьеры?
Обязательного страхования ответственности курьеров на электросамокатах, велосипедах и байках перед третьими лицами в российском законодательстве нет. Возможно добровольно застраховать ответственность ИП или компании за причинение вреда действиями своих сотрудников при исполнении должностных обязанностей. Крупнейшие курьерские службы предпочитают заключать такие полисы в добровольном порядке. Так показывается ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также имуществу третьих лиц. Условия определяются в договоре страхования.
Такие программы на рынке редки, даже единичны, а стандартные продукты страхования персональной ответственности такие риски не покрывают, так как «осуществление какой-либо коммерческой или профессиональной деятельности» является исключением по такому продукту. Если курьер является наёмным работником курьерской компании, он не будет считаться надлежащим ответчиком, за его действия несёт ответственность работодатель.
Можно ли получить выплату, если вас сбил курьер?
В случае такой аварии будет действовать общегражданская ответственность перед третьими лицами. Надлежащим ответчиком будет являться курьерская компания. Сам курьер также может отвечать за причиненный вред, если совершил умышленные действия, в том числе находился в состоянии алкогольного опьянения либо заведомо нарушал правила дорожного движения.
Что делать после аварии
Пострадавший в первую очередь должен зафиксировать факт аварии: сфотографировать курьера, логотип его компании, попросить свидетелей оставить номера своих телефонов для уточнения подробностей происшествия. Лучше всего сразу позвонить в компанию, в которой работает курьер, и попросить зафиксировать обращение и сообщить номер обращения.
Также для доказательства факта столкновения можно использовать свидетельские показания, материалы видеорегистраторов, данные с камер городского дорожного видеонаблюдения.
В компанию по доставке с претензией нужно также предоставить справку из травмпункта. Справка должна быть выданна не позднее 24 часов с момента происшествия. Более поздняя дата на справке усложнит доказывание причинно-следственной связи.
Какие есть компенсации?
Размер компенсации зависит от тяжести травм. Ушибы гарантируют компенсацию в пределах 1-5 тысяч рублей. Множественные переломы, переломы со смещением и другие тяжелые ранения оцениваются в несколько сотен тысяч рублей. Также можно заявить об утраченном заработке за время нахождения на лечении, предъявить расходы на приобретение дополнительных средств передвижения и дополнительный уход. Потерпевший вправе заявить курьерской компании требование о возмещении морального вреда.
Если курьер повредил ваш автомобиль
Если машина потерпевшего застрахована по каско, он получит возмещение от своей страховой компании. Для оформления такого происшествия необходимо вызвать сотрудника ГИБДД.
Если авто не застраховано, придётся обращаться в курьерскую службу. Если ответственность курьерской компании, в свою очередь, застрахована, урегулированием события займётся страховщик причинителя вреда. Если такой страховки нет, сама курьерская компания должна возместить вред по действующему гражданскому законодательству РФ.
Пострадавший вправе требовать возмещения в полном объеме, но страховщик компенсирует ущерб в размере лимита ответственности, установленного договором страхования. Сумму, превышающую лимит, обязан возместить курьер или его работодатель.
Как уберечь себя от опасного курьера
Для защиты от любой непредвиденной ситуации можно заключить личные договоры страхования жизни или имущества. Для рисков причинения вреда жизни и здоровью действуют полисы ОМС, ДМС, для автомобиля – полис каско.
Если вред целиком и полностью покроется собственной страховой защитой пострадавшего, то проще воспользоваться ей. Если у пострадавшего нет страховой защиты, то нужно требовать возмещения от причинителя вреда – работодателя курьера или самого курьера, если он самозанятый. Первоначально можно попробовать уладить эту проблему в досудебном порядке. Если будет отказано, то нужно восстанавливать свои права через суд.
Страхуется ли жизнь курьеров?
Такое страхование также необязательно, но некоторые курьерские компании заключают договоры страхования для своих сотрудников. По полису страхуется риск вреда жизни и здоровью курьера. Обычно это страхование от несчастного случая или страхование медицинских расходов. Выплаты составляют в среднем от 5 тысяч до 1 млн рублей в зависимости от характера вреда и условий договора страхования.
Существуют и программы страхования ответственности за груз или посылку. Программы построены таким образом, что страховое покрытие начинает действовать в момент получения курьером заказа через интернет и заканчивается в момент вручения посылки получателю. Например, «Яндекс. Доставка» покрывает стоимость повреждённого или утерянного заказа в размере до 500 тысяч рублей включительно.
Для защиты своего здоровья курьер может приобрести полис страхования от несчастных случаев. По такому полису будет выплачиваться компенсация при получении травмы при падении с самоката, велосипеда или другого транспорта.
Читать по теме: Обязательное страхование электросамокатчиков: мнения россиян разделились.