С 1 марта в России электросамокаты, сегвеи, гироскутеры и моноколеса выделены в новую категорию – средства индивидуальной мобильности (СИМ). Ездить на них со скоростью свыше 25 километров в час на законных основаниях больше не получится. Вступили в силу и другие изменения в ПДД, которые вряд ли порадуют обладателей таких транспортных средств, но сделают тротуары и автодороги более безопасными.
Причина и следствие
Рост популярности СИМ в России и отсутствие правил, которые регулировали их использование, привели к закономерным неприятным последствиям — количество ДТП с участием таких транспортных средств стремительно увеличивалось. По итогам шести месяцев 2022 года показатель вырос на 174% по отношению к предыдущему аналогичному периоду. Погибли шесть человек.
Кроме того, летом 2022 года Всероссийский центр изучения общественного мнения сообщил, что 82% жителей страны поддерживают идею установить скоростной порог для компактного электротранспорта. Эта статистика в итоге положила конец спорам в Правительстве, и уже в октябре на свет появилось постановление о внесении изменений в ПДД.

Мартовские ограничения
В силу поправки вступили в первый день весны текущего года. Помимо создания категории СИМ и установления скоростного ограничения они предусматривают установку новых дорожных знаков (ограничивающих, запрещающих и разрешающих), определяют приоритет пешехода при совместном передвижении, и обязывают водителей СИМ спешиваться при пересечении дороги по пешеходному переходу.
Введены ограничения и по массе электротранспорта. Так, ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам можно только на СИМах, которые весят не больше 35 килограммов. Тяжёлые СИМы могут двигаться по правому краю автодороги, на которой максимальная скорость ограничена 60 километрами в час, а также разрешено движение велосипедов. Правда, водитель электротранспорта должен быть старше 14 лет.
Хорошо, но мало
Уже осенью в Министерстве транспорта собираются в очередной раз откорректировать ПДД. Изменения могут коснуться в том числе скорости движения СИМ по тротуарам – порог предлагается понизить ещё более радикально. Некоторые эксперты убеждены, что на скорости 25 километров в час электротранспорт представляет серьёзную угрозу для пешеходов, в особенности для детей и пенсионеров.

Прокат СИМ
Эксперты считают, несмотря на изменения в ПДД, услуга краткосрочной аренды СИМ вряд ли станет менее востребованной. Кроме того, в мегаполисах сезон проката стартовал еще в марте и о недостатке спроса ещё никто не заявлял.
В Курске несмотря на разнообразие средств индивидуальной мобильности предоставляются только услуги проката электросамокатов (кикшеринг). На специализированных веб-сайтах указывается, что в городе работают два сервиса.
Первое затребовало чрезмерное количество информации о клиенте, и затем показало локации станций проката. Активация электросамоката обойдётся в 50 рублей (пять минут езды) и затем шесть рублей за каждую минуту. Второе же приложение честно призналось, что самокатов её сервиса в городе нет.
