Маркетинговое агентство «Индикатор Медиа» не случайно любит этот вдохновляющий слоган. Для деятельных участников процесса создания и продвижения брендов исключительно важно увидеть форму творческой идеи как результат своей работы. Ещё важнее – прежде увидеть и понять идею, смысл того, с чем предстоит работать. А затем… не соблазниться лёгкостью существующих клише на пути к созданию нового.
«До основанья, а затем…»
Ни один человек немыслим без культуры – именно она, в конечном счете, вас представляет, характеризует, подаёт в обществе, определяет ваше место в нём. Художественная культура, художники, как никто, чувствуют ход истории, настроения, состояние общества, «болея» всем этим и преломляя полученные впечатления в собственном творчестве. Не исключение и Василий Кандинский, искусство которого рождалось в начале ХХ века и стало для своего времени авангардным.

Разрушался один государственный строй – создавался другой. Рушились каноны академического искусства, монархии, уходили в прошлое придворные художники, создававшие идеальные образы императоров, ненавистных новому миропорядку – и появились авангардисты. Они словно бы разъяли действительность «на кубики», на простейшие элементы, из которых начали с энтузиазмом новаторов конструировать собственную реальность, вернее, отражать всё видимое новыми приёмами, которые не копировали у предшественников, а придумывали уже самостоятельно. Из их экспериментов произросло и расцвело искусство дизайна, без которого немыслим сегодняшний день.
Дизайн «упаковывает» бренды, рисует представление о нас нашим клиентам, создаёт красоту и модные тенденции, даёт мейнстрим, коллажирует, копирует и перерабатывает, создавая новое. И здесь, чтобы лучше понять тему, становится особенно интересным обращение к судьбе и творчеству Кандинского.

Поющее искусство
В 1889 году, будучи успешным и разносторонним студентом юридического факультета, Василий Кандинский предпринял самостоятельную этнографическую поездку на Север, к коми-зырянам. Сегодня существуют разные версии, почему он отправился в Коми край. Пегги Вайс, исследовательница его творчества, утверждает, что будущий художник-авангардист пытался искать здесь свои финно-угорские корни. Действительно, по отцовской линии предков Кандинского можно связать с монголо-тюркскими племенами Сибири, с уральскими финно-угорскими племенами. А собственно фамилия Кандинский произошла не откуда-нибудь, а от названия реки Конда, протекающей в Западной Сибири.
Как бы там ни было, сын нерчинского коммерсанта и правнук тунгусской княжны не сумел удержаться в респектабельной нише юридической профессии. На впечатлительного юношу поездка на Север оказала сильнейшее влияние. Вот что он отмечает в своих дневниках того времени: «Мне впервые удалось увидеть народное искусство в естественной среде и на собственной его почве. В этих-то необыкновенных избах я и повстречался впервые с тем чудом, которое стало впоследствии одним из элементов моих работ… Никогда не забуду большие, покрытые резьбой деревянные дома. В этих чудесных домах я пережил то, чего до сих пор не испытывал».

Будущий основатель нового искусства спросил местных жителей, зачем они это всё рисуют на своих предметах быта, на утвари. Ему просто ответили, что это картины, которые они научились рисовать от своих предков, а ещё – что они умеют петь и вообще помогают им в хозяйстве. И тоже научили Василия, по его просьбе, слушать и слышать замысловатое «наивное искусство».
Прорыв
То, что получил в детстве и юности, всегда оставляет след, и чем глубже, тем он больше проявляет себя со временем. Для Василия это было театрально-художественное училище Одессы, где после переезда из Забайкалья и путешествий по странам Европы осела семья Кандинских. Здесь, после окончания гимназии, юноша усваивал основы музыкального и художественного образования. Но… свернул на дорогу юриспруденции.
Впрочем, несмотря на несомненные успехи в изучении права место приват-доцента в Дерптском университете так и не дождалось успешного выпускника юрфака Московского университета. Прервав подготовку к профессорскому званию, он оставил занятия наукой и… уехал в Мюнхен учиться живописи.
Путь этого обучения, проходившего на фоне бурных политических перемен в обществе, был удивителен. В нем нашли место и европейский, и русский авангарды, и прикосновение к этнографии. Получивший в далеком Коми уникальный художественный опыт Кандинский уже перестает быть просто «человеком, смотрящим на картину», он становится тем, который может жить «внутри нее». И в собственных работах всегда будет стремиться к тому, чтобы зритель точно так же входил в их пространство и слышал их душой.
Нарисованные на усть-куломских прялках загадочные круги-солнца часто появлялись в работах Кандинского. Сейчас эти работы – наряду с полотнами Ван Гога – одни из топовых на мировых аукционах. И никто уже не вспоминает о том, как поздно, непросто начинал и как был непопулярен поначалу в среде своих отечественных коллег-академистов будущий творец абстракций.

Реализуя себя
После той памятной, перевернувшей сознание поездки Василий Кандинский публикует в «Этнографическом обозрении» статью «Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества», затем несколько рецензий работ на тему истории зырянского края. Развиваясь в арт-среде и сам обогащая ее, Кандинский становится известным теоретиком нового подхода к искусству и в частности автором знаменитых трактатов «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости». Творческую жизнь свою он завершил за границей преподавателем всемирно известной школы «Баухаус» в Германии.
В процессе своей работы «Индикатор Медиа» нередко обращается к опыту мировой художественной культуры, выступая инициатором пропаганды культурного наследия в сюжетах для рекламной корпоративной продукции. Конечный продукт, предлагаемый клиенту, начинается в дизайне с конструктивного представления формы, в которую облекается идея, её психология и эмоция. Маркером вдохновения в этом процессе является положенная в основу бренда «Индикатор Медиа» композиция Кандинского 1923 года «Деликатная напряженность #85» (Мадрид, коллекция баронессы фон Тиссен). Попробуем проследить мысль автора, «войдя в картину» и связав ее ассоциативно с повседневным трудом художника-дизайнера.

К философии бренда
Итак… Тонкие чёрные линии «Напряженности…» создают архитектонику многомерного пространства на двухмерной плоскости холста или экрана, задавая ритм и позволяя создавать объекты любой сложности, притом, что они легко «прочитываются» глазом. Композицию художник снабдил вектором цели (диагональ вправо-вверх) и яркими кругами-«светилами» глубокого синего (философия и конструирование) и красного (азарт), заключённого в чёрный (удержание и направление эмоций).
Контраст чёрному в рамках бренда «Индикатор Медиа» составляет оранжевый, несущий подобно апельсину обжигающую свежесть вкуса и позитива, которая направленной кометой врывается в сознание и оставляет в нём яркий неизгладимый след. Картину пересекает «лестница» со множеством ячеек, удерживающих весь спектр цветов, представляющих психологию восприятия потенциального потребителя успешно реализуемого продукта.
Неискушенный зритель может посчитать все это если не бредом, то нелепой попыткой для кого-то сосредоточиться и побыть «а-ля Кандинский». Но для свободного, лишенного штампов восприятия мысль авангардиста действительно может зазвучать! И сегодня, в XXI веке, дать новую пищу собственному, свободному и успешному творчеству.