В России услуги по установке в автомобилях газобаллонного оборудования продолжают набирать обороты. Согласно подсчетам Минэнерго потребление газа в качестве моторного топлива в 2022 году выросло на 28%. Выбирают ГБО по следующим причинам: денежная выгода (газ в разы дешевле бензина), увеличение срока службы двигателя и свечей зажигания, экологичность (газ проигрывает только водороду и электричеству), а также безопасность (подтверждается краш-тестами).
История ГБО
Принято считать, что история ГБО берет свое начало в 1823 году, когда англичанин Самуэль Браун собрал силовой агрегат, который работал на светильном газе. В 1935 году в Ганновере появилась автогазовая станция, и тогда же прошел испытательный пробег газогенераторных автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-АА по маршруту Москва — Ленинград — Москва. Топливом служил газ, полученный из древесных чурок, угольных брикетов и торфа. Первоначальное использование ГБО в значительной степени зависело от стоимости доступных видов топлива в тех или иных странах.
На сегодняшний день насчитывается уже шесть поколений газового оборудования для автотранспорта. Два последних не могут работать с метаном.

Плюсы ГБО
В Институте национальной энергетики утверждают, что в России было три волны автогазификации. Первая относится к 30-м годам прошлого века. Вторая стартовала в 1985 году, но «заглохла» после распада СССР. Третья же волна началась в 2013 году и продолжается до сих пор. Потребление газомоторного топлива увеличивается на фоне мер господдержки, но, отмечают специалисты, спрос больше связан с естественным ростом популярности ГБО.
Цена — главный довод в пользу установки такого оборудования. По стране сжиженный газ дешевле 92-го бензина порой в 3 раза. А с АИ-95 разница еще более существенная. Выбирают газ и по той причине, что он увеличивает срок службы двигателя. Но здесь важно учесть, что неправильно отрегулированный газ или некачественная установка могут привести к противоположному результату.
К плюсам ГБО относят также низкое содержание веществ, загрязняющих воздух, и еще более низкую (по сравнению с бензином) вероятность взрыва или пожара.

Минусы ГБО
Впрочем, есть у ГБО и определенные минусы. Так, его приобретение и установка обойдется в копеечку. Затраты быстро окупят себя лишь в том случае, если автомобиль используется часто, а поездки совершаются на большие расстояния. Также установка газового оборудования на новое авто чревато прекращением гарантии на двигатель. ГБО не самый подходящий вариант для компактных машин из-за своих габаритов. Еще следует учесть тот факт, что переход на газ неизбежно скажется на мощности.
Закон и ГБО
Во избежание проблем с законом при установке ГБО следует пройти процедуру легализации. Если этого не сделать, то инспектор ГИБДД может оформить два документа: 1) протокол о нарушении (чреват штрафом 500 рублей); 2) предписание об устранении замечаний (при неисполнении в течение 10 дней регистрация авто будет аннулирована). Также статьей 9.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение норм безопасности при использовании газового оборудования.
Кроме того, в ТПП совсем недавно выступили с инициативой существенно увеличить штрафы за неправильное использование газовых баллонов. В Минэнерго сообщили, что готовы предложения рассмотреть.
