1 октября, в Международный день музыки, в Камерном зале Рязанской областной филармонии открылся сезон абонементных концертов «Великолепная камерата». Заслуженный работник культуры РФ Сергей Проскурин и Камерный оркестр Рязанской области сделали городу настоящий музыкальный подарок – великолепный концерт из произведений композиторов эпохи барокко. Дирижер Сергей Проскурин и оркестранты — исполнители самого высокого уровня, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, участники многих серьезных международных проектов.
Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво. Эту знакомую с детства аксиому все музыканты без исключения хотят видеть воплощенной в жизнь не только в Международный день музыки, который выпадает на первый день октября, но и в будни. Блестящее мастерство является по сути верхушкой айсберга, а под водой скрыты глыбы титанического труда, необъятного по многосоставности и временной протяженности. Начинают путь к музыкальным вершинам, как в Большом спорте, обычно лет в пять, шесть…
Волшебные цифры – пять и шесть. Столько, например, длится рядовая, обыденная репетиция. Каждые пять-шесть лет музыкант совершает переход с одного уровня на другой. Движение не всегда бывает плавным, похожим на простую гамму, и не всегда это движение вверх. Но это очень личная история для каждого, довольно закрытая. Про праздничный концерт хочется писать празднично, легко и бравурно. Сделать это довольно легко после услышанного в Камерном зале на концерте Камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина.

Эпоху барокко от нашего времени отделяет почти три столетия. Галантный стиль, эпоха Просвещения, эмоции и интеллект, роскошь дворцов и аскетизм военных походов – все это в XVII – XVIII веках самые известные композиторы воплотили в своей музыке. Сергей Проскурин написал около двухсот научных статей, посвященных исполнительскому искусству этой эпохи. Исполнитель-трубач и дирижер, музыкальный исследователь-аналитик собрал в Рязани такой исполнительский состав, который может исполнить партитуру камерного состава оркестра любого уровня сложности. Переложения маэстро делает сам и это говорит лишь о том, что невозможное для других оркестров, возможно для оркестра-новичка, который в этом году появился в Рязани и уже расположил к себе рязанского слушателя, довольно взыскательного и искушенного.
Г.Ф. Гендель, А. Корелли, А. Скарлатти, П. Локателли, Й. Роман, И.С. Бах — композиторы, чьи произведения звучали в Камерном зале 1 октября, создавая праздничную атмосферу. Музыка давних эпох – универсальная машина времени, уносящая в музыкально-исторические дали европейских дворцовых праздников, тихих интриг, галантной влюбленности, волшебной карнавальности. Италия, Германия, Англия и Швеция – лидирующие в политике и культуре державы той эпохи, когда сила была не только на стороне оружия, но и на стороне красоты. Такой уникальный баланс сохранялся и в иные времена, пока не разбился о реалии сегодняшних дней, когда о любом балансе приходится только мечтать. Тем ценнее порода людей, которая смыслом своей жизни делает баланс между художественной реальностью и реальностью бытовой. Не для библиотечных полок и пыльных архивов писалась эта музыка. Она жила и звучала для тех, кому предназначалась, в ней жил и живет дух эпохи.

Музыканты, исполняющие музыку барокко, относятся к особой касте. Исполнять эту ее чрезвычайно сложно. Это виртуозный стиль. Во всем мире наберется всего несколько сотен музыкантов-виртуозов, способных донести все тонкости и особенности ее капризного характера. Пришло время познакомить с музыкантами Камерного оркестра Рязанской области слушателей, которые уже знакомы с его творчеством и тех, кому это еще предстоит.
Лауреат всероссийских и международных конкурсов Алена Силивестрова, обладательница уникального голоса, колоратурного сопрано. В концерте в ее исполнении прозвучали арии Клеопатры и Альцины из опер Г.Ф. Генделя «Юлий Цезарь» и «Альцина». Певиц с такими редкими чудесными голосами называют Дивы, Примы. Она такой и является, исполняя самые сложные партии в музыкальных спектаклях Рязанского областного музыкального театра, «Званый ужин с итальянцами», «Снегурочка». Выпускница Рязанского музыкального колледжа им. Г и А. Пироговых и Российской академии музыки им. Гнесиных (класс Народной артистки России Ирины Долженко), Алена Силивестрова исполняет вокальный репертуар достойный мировых сцен. Сотрудничество с Сергеем Проскуриным является замечательной школой исполнительского развития. О дирижере и оркестре она говорит так: «С ними невозможно исполнять плохо!» И удовольствием является смотреть, как они репетируют, сливаясь с инструментальными потоками, сами становятся этими искрящимися и бурлящими плазменными звуковыми струями. Этот восторг и упоение музыкой не может не передаться в зрительный зал, овации не утихают в адрес автора музыки, вокальной Дивы, дирижера и оркестра.
География участников Камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина обширна. Солист, скрипач-виртуоз, концертмейстер первых скрипок (в праздничный вечер) Андрей Мирзоян родом из Краснодарского края. Учился в экспериментальной школе для одаренных детей при Ростовском колледже искусств, в прошлом году окончил бакалавриат Российской академии музыки им. Гнесиных, учится в магистратуре. Лауреат международных конкурсов (вторые и третьи премии не указываю). Citta di Pesaro (Италия) 2013 и 2021 годы I премия, конкурс-фестиваль Musica Classica 2021 года I премия. Участник российских и европейских оркестровых мастер-классов. Самоотдача во время игры полная. В свои 24 года уже мастер.

Наталья Бутенко, чембало (клавесин) концертирует и преподает в Детской музыкальной школе имени Гречанинова в Москве (фортепиано, орган скрипка). Член Гильдии концертмейстеров. Специализируется в области музыкального барокко как исполнитель вместе с солистами, исполняющих музыку на аутентичных инструментах (старинные музыкальные инструменты, не адаптированные современным массовым производством). Автор сборников-переложений музыки старинных композиторов. Дочь, Мария Бутенко в Камерном оркестре Рязанской области исполняет партии альтов в альтовой группе.
Камерный оркестр – оркестр солистов, играющих вместе, согласованно, где каждый голос значим и слышим. Музыкальное время и физическое время находятся в разных измерениях. Физическое время нас торопит и подгоняет, музыкальное напоминает, что «служенье муз не терпит суеты…» Дети Орфея всему цену знают, так устроен музыкальный мир.
С Международным днем музыки музыкантов филармонии и гостей поздравила Министр культуры Рязанской области М.В. Кауркина. Цветы, подарки, поздравления – праздничная пауза в океане работы.
Ирина Нестерова