У этой обаятельной девушки много титулов: художник, дизайнер-модельер, этнограф, академик Национальной академии индустрии моды, член Творческого Союза художников России, президент Международного фестиваля моды и ремесел «Губернский стиль», обладатель премии общественного признания «Человек года» Соловьиного края, продюсер документального фильма «СЕВЕР ПОМНИТ». Но ещё больше у неё энергии и любви, которые она распространяет на всё, за что берётся. Поэтому все её проекты становятся культурными артефактами, новой классикой, которая вне времени.
— Екатерина, вы художник, дизайнер-модельер, этнограф. Расскажите, пожалуйста, в чём заключается ваша основная творческая деятельность?
— Для меня одной из главных задач и делом всей жизни стало включение ценностей прошлого в современную культуру. Стараюсь создавать произведения, объединенные идеей поиска и осмысления русского стиля в живописи, предметного дизайна и костюма.
В числе моих художественных практик как декоративные панно, живопись, графика, костюмы, крафтовые принты, аксессуары, созданные по мотивам старинных русских ремёсел, так и документальные фильмы, лекции и мастер-классы о традиционной русской культуре.

— У вас есть авторский историко-культурный арт-проект #ЗЕМЛЯКИ, в рамках которого вы пишете портреты выдающихся курян. Есть ли среди героев наши современники?
— Есть! Это талантливые, остроумные и успешные люди, которые добились больших высот в своём деле, но продолжают совершенствоваться. Например, Олег Радин — личность узнаваемая и харизматичная. Но среди моих героев есть и малоизвестные пока люди, в которых я вижу огромный профессиональный потенциал. Их нужно «подсветить». Каждый портрет — это история о человеке, повесть в визуальных метафорах, художественный ребус, требующий разгадки жизни героя. Все портреты выполнены в сложной и уникальной экспериментальной технике, созвучной с темпераментом и характером земляка. Отрадно, что мой проект в рамках встречи городов-побратимов был представлен в немецком городе Шпайере. Жители Шпайера увидели историю нашего города в лицах, познакомились с русскими художниками. Для меня это был потрясающий опыт участия в Международной выставке заграницей.
— Знаю, что вы очень любите Русский Север. Такая яркая, солнечная девушка — и вдруг Север. Почему?
— Я, как любитель старины, знаю, что именно Русский Север сберёг для нас жемчужины деревянного зодчества, народные промыслы и ремесла, орнаментальную архаику народной вышивки и резьбы, сохранил местные диалекты, обычаи и обряды. Поездки в этнографические экспедиции на Русский Север раскрыли для меня «новый» старый мир. Север вдохновляет! В экспедициях собираю разносторонний материал об истории края, крестьянских прикладных ремёслах. Это помогает создавать новые произведения искусства с символикой, навеянной русскими культурными образами.


— У вас есть любимое авторское произведение?
— Одно из самых ярких — автопортрет «ДИВНА-ПТИЦА», где я предстаю в образе Сирина. Эта мифическая птица встречается на старообрядческих лубках, она олицетворяет рай. Получилась картина-«путеводитель» по русским ремёслам, где есть отсылки к нашим традициям, искусству, фольклору. Центральная фигура — лучезарная птица Сирин с девичьим лицом, символизирующая радость жизни, идею роста. Смысл такой: я стою (как на страже) на границе двух миров и соединяю «нитью жизни» прошлое с настоящим. У моей птицы есть и «львиные признаки». На голове — графичное изображение гривы, которая нанесена одним касанием кисти. Кстати, хвост тоже на конце имеет «кисточку», как признак художественной деятельности. Ещё одним важным элементом в картине стала корневая прялка, как символ «огня» или света, который я дарю людям своим искусством.
— В 2023 году вы стали продюсером документального фильма «Север помнит» и сами приняли в нём участие. Расскажите, как проходили съёмки?
— Если не вспоминать, как жили на нашей стоической земле русские люди, то культурные артефакты того времени будут потеряны навсегда. Этим объясняется наш порыв с режиссёром, оператором-постановщиком Владимиром Долженковым снять фильм о великом и самобытном Русском Севере.
Одна из ключевых тем — народное творчество в жизни мастеровых людей. Оно обогащает современную культуру, духовно питает профессиональное искусство, развивает самодеятельность. Это то, что нужно знать и ценить!
Исследуя народный быт, мы познакомились с множеством старинных деревянных предметов, среди которых, например, прялки. Они особенно почитались у русского крестьянина. Не могли обойти вниманием и традиционный народный костюм. Во время экспедиции удалось не только познакомиться с культурным наследием, но и погрузиться в настоящую атмосферу деревенского быта. В фильме мы сделали акцент на приготовлении уфтюжских и пинежских шанег. Одни шаньги были «раскатные» с толокном и начинками из картофеля и творога, а другие — «наливные», смазанные сырно-сметанной «шапоцкой» (пинежский диалект).

— Откройте тайну, когда куряне увидят фильм?
— Сейчас идёт процесс монтажа. Фильм выйдет зимой. Ждите, будет интересно!
Читайте по теме: «Всё, что создано человеком, имеет право быть»: курский художник Олег Радин о современном искусстве и галерее «АЯ».