Какие игры помогают детям развиваться: исследование специалистов МГУ

Эффективность цифровых и традиционных игр для развития саморегуляции детей дошкольного возраста сравнили специалисты факультета психологии МГУ, сотрудничая с коллегами из ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований.

Это исследование представляет собой уникальный эксперимент, направленный на анализ механизмов влияния игр на детей, и его результаты были опубликованы в престижном журнале «International Journal of Early Childhood», издаваемом Всемирной организацией по дошкольному воспитанию при ЮНЕСКО.

Цифровые устройства стали неотъемлемой частью современного детства. За последние годы детское экранное время значительно увеличилось и составляет в среднем более 3 часов в день. Цифровые игры часто используются педагогами и родителями в качестве средств обучения.

Чтобы выяснить, действительно ли цифровые игры эффективны для детского развития, был проведен эксперимент, в котором приняло участие 136 детей. Участники были разделены на группы в соответствии с типом игры, которым они занимались на протяжении трех месяцев: традиционная сюжетно-ролевая игра, настольные игры, цифровые игры. Для надежности оценки результатов группы были уравнены по полу, возрасту и начальному уровню развития детей.

Александр Веракса, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ прокомментировал ход исследования и его результаты: «С целью оценки эффективности игровых занятий был проведен пост-тест, следующий сразу после окончания занятий, а также отложенный пост-тест спустя 4 месяца после окончания игровых сессий, который позволил оценить устойчивость развивающего эффекта. Мы проанализировали развитие зрительной рабочей памяти, слухоречевой рабочей памяти, когнитивной гибкости, поведенческого сдерживающего контроля – основных компонентов умения управлять своим поведением, саморегуляции.

Результаты эксперимента показали, что несмотря на то, что в краткосрочной перспективе цифровые игры положительно повлияли на развитие саморегуляции, в долгосрочной перспективе данный эффект оказался неустойчивым. В то же время сюжетно-ролевая игра показала устойчивый положительный эффект для развития всех компонентов саморегуляции у дошкольников».

Полученные результаты дают основание полагать, что именно сюжетно-ролевые игры обеспечивают качественный сдвиг в психическом развитии детей. Полученные данные являются эмпирическим подтверждением тезиса выдающегося профессора Московского университета Л.С. Выготского о системном строении высших психических функций и ключевой роли игры для детского развития.

banner-body-desc-2

Интересное по теме

Детство, Общество
thinkstockphotos-479708587

Труд самозанятых подростков: мнение экспертов

Детство, Мода
AdobeStock_273104704

Три модных идеи, чем заменить школьную форму

Детство, Общество
an-age-by-age-guide-for-when-your-kid-should-get-a-smartphone_large-jpg

Чем увлекаются современные дети, и так ли это опасно?

Детство, Общество
aea7562599054fb1093804ddf1468e4e

Российских школьников научат оплачивать ЖКХ и оформлять ДТП

banner-sidebar-2
banner-sidebar-4